Информация о проекте

Проект «Система занятий по формированию информационной культуры учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии» создан и реализуется в школе № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга творческой группой педагогов. Проект реализуется учителями в соответствии с распоряжением директора о создании творческой группы педагогов. Проект реализуется в рамках образовательной программы по фомированию информационной культуры учащихся школы, разработанной Районным ресурсным центром школы № 457.  Все материалы проекта размещены на сайте проекта творческой группы учителей.
 
Авторы проекта
Афанасьева Лали Отаровна - заместитель директора по УВР Поречная Елена Анатольевна - руководитель ресурсного центра, Смирнова Анна Николаевна - учитель начальных классов, Шумкова Эмма Викторовна - учитель информатики


Проект предполагает проведение квест -уроков по одному в полугодие со 2 по 4 классы по следующим темам:
     в 3 классе - «Дорожные знаки» и «Полезные ископаемые»;
     в 4 классе - «Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга» и «Планеты солнечной системы».
     От класса к классу уменьшается время на проведение занятий (от 4 до 2 часов), повышаются требования к учащимся, их самостоятельности в поиске информации, к результатам работы по проектам (от простейших слайдов во 2 классе до выполнения компьютерной презентации в 3 классе и веб-страниц в 4 классах), усложняются критериии оценки.

Актуальность проекта: без информационной культуры невозможно успешное развитие человека, живущего в информационном обществе.


     Оригинальность проекта:
  • разработана система занятий,
  • занятия проводятся в начальной школе с учетом возрастных и психологических особенностей детей,
  • применяется интеграция знаний по учебным предметам,
  • используются инновационные информационно-комунникационные технологии.
      Ожидаемые результаты:
     Учащиеся должны:
  • Владеть  различными способами поиска, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • Владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
  • Уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Уметь оформлять компьютерную презентацию и веб-страницы.
  • Уметь применять полученные знания в жизни.



 Квест-технологии
 «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»). 

         Цель проекта:
    Формирование информационной культуры учащихся посредством интеграции знаний по учебным предметам с использованием квест-технологии.

         Задачи проекта:
    • Научить детей рациональным приемам работы с информацией.
    • Научить детей оформлять слайды компьютерной презентации и веб-страницы.
    • Научить детей выступать перед аудиторией, уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах. 

      
    Предметные области:
    Ø  «ИКТ»; 
    Ø  «Окружающий мир»;
    Ø  «Литературное чтение»;
    Ø  «Изобразительное искусство». 
    Участники (возраст, класс): 8 – 10 лет, 2 - 4 классы.

         Ключевые слова:
    Ø  информационная культура,
    Ø  интеграция знаний,
    Ø  патриотизм,
    Ø  экологическое воспитание,
    Ø  успешность.

         Краткое описание проекта


         Проект реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрывающихся в динамике от 2-го класса к 4-му классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении.  У детей будут сформированы умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внеучебной деятельности. Проведение данной системы занятий позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение учебных заданий и при решении конкретных учебных и жизненных проблем.


    Проект «Знаки дорожного движения»
    (в рамках большого проекта «Система занятий по формированию информационной культуры учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии»)
    Тема проекта: «Знаки дорожного движения»
    Класс: 3.
    Тип – практико-ориентированный, исследовательский, информационный, межпредметный, интегрированный.
    Формы работы: индивидуальная и в малых группах.          
    Предметные области – «Окружающий мир», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
    Цель:
         Обобщение и демонстрация знаний, умений и навыков по основам реализации проектов, по теме «Знаки дорожного движения», которые учащиеся приобретут в процессе проектно-исследовательской деятельности, работы с веб-сайтами как основными источниками информации, создания  компьютерных презентаций, тестов в программе TestMaker, моделирования ситуаций с помощью конструктора Lego для достижения поставленных задач, подготовки видеосюжета с репортажем с места происшествия.
    Задачи:
    ·        Образовательные:
    Обобщение и демонстрация знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе работы над проектом с использованием медиатехнологий по теме «Знаки дорожного движения».
    Обобщение и демонстрация знаний, умений и навыков по основам проектной деятельности.
    ·        Развивающие:
    Развитие навыков поиска и отбора информации в сети Интеренет.
    Анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности
    Сохранение информации с использованием компьютерных технологий.
    Развитие активности и самостоятельности.
    Развитие коммуникативных навыков.
    Развитие умения работать в группе.
    Развитие умений работать с использованием метода проектов.
    ·        Воспитательные:
    Привитие интереса к поиску информации по различным источникам.
    Воспитание умения выслушать мнение своих товарищей.
    Воспитание законопослушных граждан, знающих основы безопасности жизнедеятельности, на примере знания знаков дорожного движения.
    Привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков.
    Актуальность проекта:
         Без информационной культуры невозможно успешное развитие человека, живущего в информационном обществе. Без знания правил дорожного движения и знаков дорожного движения жить небезопасно.
    Оригинальность проекта:
    ü  представляет из себя элемент разработанной и реализуемой второй год системы занятий,
    ü  занятия проводятся в начальной школе с учетом возрастных и психологических особенностей детей,
    -  применяется интеграция знаний по учебным предметам,
    -  используются инновационные информационно-комунникационные технологии.
      Гипотеза:
         В процессе работы над проектом произойдет интеграция учебной и внеурочной деятельности, что,  на наш взгляд, повысит мотивацию к обучению и, как следствие, улучшит  качество обучения учащихся. Осознание участниками проекта важности знаний правил дорожного движения и знаков дорожного движения повысит безопасность учащихся.
    Объект исследования  - безопасность учащихся.
    Предмет исследования – безопасность учащихся на дорогах по пути в школу, к друзьям, местам дополнительного образования и проведения досуга.
    Ожидаемые результаты:
         Учащиеся должны:
    ·        Уметь работать над проектами.
    ·        Владеть  различными способами поиска, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
    ·        Владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
    ·        Уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Составлять тексты в устной и письменной формах.
    ·        Уметь оформлять компьютерную презентацию, создавать тесты в программе TestMaker, моделировать ситуации с помощью конструктора Lego, готовить видеосюжет с репортажем с места происшествия.
    ·        Уметь демонстрировать созданные в результате проекта творческие продукты.
    ·        Уметь применять полученные на уроках знания о знаках дорожного движения в жизни.
    Четыре группы учащихся:
    1. "Инструкторы по правилам дорожного движения".  Продукт - тематические компьютерные презентации ( виртуальный альбом с использованием технологии Calameo), словарь терминов по правилам дорожного движения по группам : "Участники дорожного движения", "Виды транспорта", "Дорога".
    2. "Участники дорожного движения" . Продукт - модель "Ситуации на дороге" с использованием конструктора Lego.
    3. "Журналисты". Продукт - фотоотчёт об экскурсии в Дом творчества на 9 линии "ТехноАрт".
    4. "Сотрудники ГИБДД". Продукт - тест в программе TestMaker "Вопросы по знакам дорожного движения".

    Этапы работы над проектом 1-й группы 
    "Инструкторы по правилам дорожного движения"

    Продукт - тематические компьютерные презентации ( виртуальный альбом с использованием технологии Calameo), словарь терминов по правилам дорожного движения по группам : "Участники дорожного движения", "Виды транспорта", "Дорога".

    1. Начальный этап (командный)
    Учащиеся определяют этапы работы над проектом с учётом роли и необходимости подготовить презентацию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • подбор информации по теме, согласование выбора с педагогом;
    • подготовка рисунков и их сканирование для размещения в слайдах презентации;
    • работа в программе Power Point;
    • создание слайдов;
    • проверка презентаций на соответствие критериям оценки;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на уроке и открытом мероприятии.
    2. Ролевой этап
    Работа группы по заранее определённому сценарию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • подбор информации по теме, согласование выбора с педагогом;
    • подготовка рисунков и их сканирование для размещения в слайдах презентации;
    • работа в программе Power Point;
    • создание слайдов;
    • проверка презентаций на соответствие критериям оценки;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на уроке и открытом мероприятии.
    3. Заключительный этап
    • рассказ по этапам работы;
    • демонстрация презентации;
    • оценка и самооценка в соответствии с критериями, рефлексия;
    • ответы на вопросы участников проекта из других групп;
    • подготовка к открытому мероприятию.
    Этапы работы над проектом 2-й группы 
    "Участники  дорожного движения"

    1. Начальный этап (командный)
    Учащиеся определяют этапы работы над проектом с учётом роли и необходимости подготовить презентацию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    •  анализ и отбор необходимой информации;
    • определение структуры и наполнения макета, согласование с учителем;
    • создание макета;
    • подготовка к презентации  продукта;
    • презентация продукта на уроке  и открытом мероприятии.
    2. Ролевой этап
    Работа группы по заранее определённому сценарию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • подбор информации по теме, согласование выбора с педагогом;
    • подготовка рисунков и их сканирование для размещения в слайдах презентации;
    • работа в программе Power Point;
    • создание слайдов;
    • проверка презентаций на соответствие критериям оценки;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на уроке и открытом мероприятии.
    3. Заключительный этап
    • рассказ по этапам работы;
    • демонстрация презентации;
    • оценка и самооценка в соответствии с критериями, рефлексия;
    • ответы на вопросы участников проекта из других групп;
    • подготовка к открытому мероприятию.

     Этапы работы над проектом 3-й группы 
    "Журналисты"
     Продукт - фотоотчёт об экскурсии в Дом творчества на 9 линии "ТехноАрт".

    1. Начальный этап (командный)
    Учащиеся определяют этапы работы над проектом с учётом роли и необходимости подготовить презентацию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • анализ и отбор информации для фотоотчёта;
    • определение структуры видеосюжета и его сценария, согласование с учителем;
    • съёмка видеосюжета;
    • знакомство с работой программы MovieMaker;
    • редактирование видеосюжета  в программе MovieMaker;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на уроке и открытом мероприятии.

    2. Ролевой этап
    Работа группы по заранее определённому сценарию:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • определение структуры презентаци, перечень слайдов, согласование с учителем;
    • подбор информации для презентации;
    • работа в программе PowerPoint;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на уроке и открытом мероприятии.
    3. Заключительный этап
    • рассказ по этапам работы;
    • демонстрация презентации;
    • оценка и самооценка в соответствии с критериями, рефлексия;
    • ответы на вопросы участников проекта из других групп;
    • подготовка к открытому мероприятию.

      Этапы работы над проектом 3-й группы  "Сотрудники ГИБДД"
     Продукт -  тест в программе TestMaker "Вопросы по знака дорожного движения"

    1. Начальный этап (командный)
    Учащиеся определяют этапы работы над проектом с учётом роли и необходимости подготовить тест:
    • поиск информации по теме в сети Интернет с помощью подготовленных учителем закладок в программе Internet Explorer и самостоятельный поиск в поисковых систем в сети Интернет;
    • анализ и отбор информации  для теста ;
    • определение структуры теста и вопросов, согласование с учителем;
    • знакомство с работой программы TestMaker;
    • создание теста в программе TestMaker;
    • подготовка к презентации продукта;
    • презентация продукта на открытом мероприятии.
    3. Заключительный этап
    • рассказ по этапам работы;
    •  презентация продтовленного продукта;
    • оценка и самооценка в соответствии с критериями, рефлексия;
    • ответы на вопросы участников проекта из других групп;
    • подготовка к открытому мероприятию












      0 Response to "Информация о проекте"

      Отправить комментарий