10
декабря
Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этих целей древние люди использовали все подручные средства: обломанные ветки, зарубки на коре деревьев, камни определенной формы, установленные вдоль дорог. Не самый информативный вариант, да и отломанную ветку не всегда сразу увидишь, поэтому люди задумались о том, как отделить знак от пейзажа. Так вдоль дорог начали ставить статуи, например греческие гермы – четырехгранные столбы, завершенные скульптурной головой Гермеса (отсюда, собственно, и название). Потом, с пятого века до нашей эры, на гермах начали появляться головы и других персонажей: Вакха, Пана, фавнов, государственных деятелей, философов и других. Когда появилась письменность, на камнях начали делать надписи, чаще всего названия населенных пунктов.
Настоящую систему дорожных указателей разработали в Древнем Риме в
третьем веке до нашей эры. В центре Рима у храма Сатурна установили
золотой мильный столб, от которого отсчитывались все дороги,
расходившиеся во все концы великой империи. На важных дорогах римляне
устанавливали мильные столбы цилиндрической формы, на которые наносились
надписи с информацией о расстоянии от Римского форума. Система мильных
столбов получила широкое распространение не только в Римской империи, ее
применяли во многих странах, в том числе и в России, где впервые
верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от
Москвы до Коломенского. Позже, при Петре I, вышел указ «ставить
верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на
перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Впрочем, простой
цифры на столбе оказалось мало, и на них начали наносить дополнительную
информацию: название местности, границы владений, расстояние.
Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во
Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало
появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые
неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного
экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь,
железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна
среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно
редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно
потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах
Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный
поворот», «неровная дорога».
Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и
каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для
обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в
1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно
передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому
автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось
четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога»,
«перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки
следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после
ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что
характерно, автолюбители на них внимания не обращали.
Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки
дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни
не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов,
обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены
возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому
придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий
пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот
выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из
множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь
водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении
единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР,
большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию
дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время
одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на
основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой
вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными
или прямоугольными.
стальном, если
какие-то ситуации этими знаками не предусматривались, страны опять были
вольны придумать что-то свое.
На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной
сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного
движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не
обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то
пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году.
По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали
ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла
ставить предупреждение не было.
0 Response to "История дорожных знаков"
Отправить комментарий